УТВЕРЖДЕНО НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ФИТОСАНИТАРНОМ НАДЗОРЕ

Правительство РФ выпустило новое положение о карантинном фитосанитарном надзоре (ранее действовало Положение от 2013 года) (Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. № 1304).

Сама система надзора не претерпела кардинальных изменений, а вот структура и содержание Положения о надзоре стали более соответствовать законодательству о государственном контроле и надзоре.

В частности, установлено, что надзор осуществляется Россельхознадзором и таможней в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также исключительно Россельхознадзором в иных местах:

где предмет надзора

в местах, где оборудованы пункты карантина

растений подкарантинная продукция при ее обороте на территории РФ

выполнение работ, связанных с

подкарантинной продукцией или

подкарантинными объектами

в местах хранения и переработки

подкарантинной продукции подкарантинные объекты

выполнение работ, связанных с

подкарантинной продукцией или

подкарантинными объектами

По общему правилу оценивается соблюдение "отечественных" карантинных фитосанитарных правил, но при осуществлении надзора в отношении экспортеров подкарантинной продукции Россельхознадзор (и таможня) будут проверять и соблюдение фитосанитарного законодательства государств-импортеров.

Надзор осуществляется посредством проверок (они проводятся в соответствии с фитокарантинным законодательством), контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемыми (плановые рейдовые осмотры и наблюдение), а также мероприятий по профилактике нарушений. Во время проверок разрешены карантинные фитосанитарные обследования, досмотр, осмотр подкарантинной продукции, а также исследования, испытания, измерения, экспертизы.

Кроме того, вводится риск-ориентированный подход. Деятельность всех поднадзорных лиц – а это и владельцы подкарантинных объектов, и все те лица, которые производят, перерабатывают, ввозят, вывозят, хранят и реализуют подкарантинную продукцию, – будет отнесена к одной из трех категорий риска – средней, умеренной и низкой.

"По умолчанию" все поднадзорные субъекты всегда относятся к низкорисковой категории. Однако если в течение трех лет организация / ИП два или более раз будет привлечена к административной ответственности за фитосанитарные нарушения (по ст. 10.1, ст. 10.2, ст. 10.3 КоАП РФ) либо противодействие проверкам Россельхознадзора (ст. 19.4.1 КоАП РФ) или неисполнение "фитосанитарного" предписания Россельхознадзора, неприятие мер по устранению причин и условий "фитосанитарного" административного правонарушения (ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6 КоАП РФ), то – в некоторых случаях – категория риска может и поменяться (это зависит от профиля деятельности нарушителя):

· категория среднего риска будет присвоена субъектам, которые выращивают семенной и посадочный материал за пределами карантинной фитосанитарной зоны, а также субъектам, осуществляющим деятельность по хранению зерна (частота плановых проверок – 1 раз в 4 года);

· категория умеренного риска будет присвоена субъектам, которые используют технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности, либо осуществляют лабораторные исследования в области карантина растений (частота плановых проверок – 1 раз в пять лет или реже).

Все остальные субъекты, даже при наличии административных наказаний по упомянутым статьям КоАП РФ, останутся в категории низкого риска, и плановые фитосанитарные проверки Россельхознадзора им не грозят.